В Российской Федерации действует государственная целевая программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы.
Цель программы – создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Говоря простым языком, предназначение этой программы в том, чтобы исправить недостатки жизненного уклада в наших населенных пунктах, мешающие людям с ограниченными возможностями чувствовать себя полноправными членами общества. «Доступная среда» – безбарьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения в обычных школах. Она направлена на развитие инклюзивного образования, основная идея которого заключается в исключении любой дискриминации учеников и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности. Все дети, независимо от степени их совершенства и отличительных особенностей, достойны уважения и могут учиться.
В связи с тем, что социализация и образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из важнейших факторов государственной политики в сфере охраны здоровья и образования, особое внимание сосредоточено на создании условий для полноценного включения этой категории детей в образовательное пространство.
Ни для кого не секрет, что процесс обучения любого ребенка в школьном возрасте должен осуществляться очно, в коллективе, под контролем педагогов, при «живом» общении учителя с учеником. В этом случае обучение более эффективно. При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья возникают особенности, связанные с психологическим и физическим состоянием ребенка. Поэтому очень важно адаптировать образовательную среду к больным детям и детям-инвалидам. Работа по созданию комфортных условий обучения детей-инвалидов проводится для того, чтобы дети могли посещать обычные школы, а не специализированные коррекционные образовательные учреждения.
Нормативно-правовые документы:
1. Закон Российской Федерации "Об образовании в РФ" от 29.12.2.12 г.№ 273-ФЗ
2. Концепция Федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
3. Об утверждении ФГОС НОО ОВЗ Приказ №1598 от 19.12.2014 г.
4. Об утверждении ФГОС О УО (ИН) Приказ №1599 от 19.12.2014 г.
5. Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ ВK-333 07 от 16.02.2015 г.
6. О направлении плана мероприятий (дорожная карта) МО РФ по повышению значений показателей доступности для инвалидов и предоставляемых на них услуг в сфере образования
7. Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
8. Рекомендации по осуществлению государственного контроля качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья (проект, разработанный в рамках государственного контракта от 07.08.2013 № 07.027.11.0015)
9. Проекты адаптированных основных общеобразовательных программ в редакции от 19.10.2015:
Официальный сайт ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/
Региональный уровень
Приказ министерства образования Рязанской области от 11 августа 2015 года №752 «Об утверждении плана-графика мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и апробации ФГОС образования обучающихся с ОВЗ»
Методические рекомендации по вопросам внедрения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Школьный уровень
План работы по созданию универсальной безбарьерной среды