Под витальностью (от лат.Vitalis – «жизненный») понимается поведение, характеризующееся энергией, энтузиазмом, выносливостью; в более широком смысле – это способность оставаться живым.
Антивитальное поведение – поведение, направленное против биологических потребностей человека; может носить характер пассивного и ненамеренного размышления и / или рисковых в отношении здоровья мыслей и действий, напрямую не связанных с намерением свести счеты с жизнью.
Росту антивитальных настроений подростков может способствовать ряд факторов:
- социальные: воспитание в неблагополучной семье, завышенные требования в благополучных семьях, тяжелое материальное положение, физическое, психологическое, финансовое насилие в семье, наличие случаев суицида в семье, отсутствие одного из родителей, наличие отчима / мачехи, частя смена места жительства или учебы;
- индивидуально-психологические: особенности психического склада – легкая возбудимость, раздражительность, повышенная впечатлительность, низкая самооценка, употребление ПАВ, наличие соматических заболевания, ограниченных возможностей здоровья либо инвалидности;
- поведенческие: нарушение межличностных отношений, сужение круга общения, утрата позиций в группе, невозможность влиться в коллектив, утрата интереса к окружающему миру;
- ситуационные: личные неудачи, ссоры, частые конфликты, травля (в том числе в социальных сетях), нестабильная обстановка в семье или тяжелая жизненная ситуация.
Первичная профилактика направлена на устранение неблагоприятных факторов, вызывающих определенное явление, а также повышение устойчивости личности к влиянию этих факторов. Задача вторичной профилактики – ранее выявление и реабилитация психических нарушений и работа с «группой риска», например, с подростками, имеющими выраженную склонность к формированию отклоняющегося поведения без проявления такового в настоящее время.
Третичная профилактика решает такие специальные задачи, как лечение нервно-психических расстройств, сопровождающихся нарушением поведения.
Вовремя замеченные проявления антивитальных настроений в поведении подрастающего поколения, правильно организованная психолого-педагогическая и медицинская помощь играют первостепенную роль в предотвращении деформации личности подростка.
Существуют различные формы психопрофилактической работы:
- своевременное выявление проблемы;
- поддержка семьи и ее ближайшего окружения;
- информационная поддержка;
- работа с молодежной субкультурой;
- развитие индивидуальной устойчивости;
- укрепление социальных, коммуникативных, эмоционально-поведенческих навыков;
- поддержание отношений с надежным взрослым, чувство поддержки и тыла;
- формирование позитивного образа будущего, навыков эффективного преодоления трудных жизненных ситуаций, навыков саморегуляции и уверенного поведения;
- организация деятельности, альтернативной девиантному поведению;
- профилактика употребления ПАВ, обращение к принципам ЗОЖ.
В целях популяризации деятельности телефона доверия как доступного вида психологической помощи детям и подросткам и их родителям, в школе проводится информирование, тиражирование и распространение буклетов: «Детский Телефон Доверия с единым общероссийским номером» .
ИНФОРМАЦИЯ
о телефонах доверия и телефонах горячей линии для обращения граждан
ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ для детей, подростков и их родителей
УМВД России по Рязанской области:
8 (4912) 21-63-07 – телефон горячей линии (работает круглосуточно)
ГБУ РО «Областной клинический наркологический диспансер»:
Поговорить о своих проблемах, задать интересующие вас вопросы, получить анонимную консультацию психолога, психотерапевта и врача нарколога вы можете по телефону доверия ГБУ РО "Областной клинический наркологический диспансер"
8 (4912) 25-95-27 – «Телефон доверия» (работает понедельник-пятница с 8.00 до 20.00)